Советы

Лаз — промысловая накидка

ФОТО ИГОРЯ АНДРИЯНОВА

ФОТО ИГОРЯ АНДРИЯНОВА

Лаз, он же лузан или лус, как непременный атрибут снаряжения коми-зырян, упоминался в рассказах об охотничьих промыслах этого народа практически всеми путешественниками, посещавшими край коми в XIX веке .

Столь частые упоминания явно свидетельствуют о том, что подобный вид снаряжения был в диковинку для жителей европейской части России, чего не скажешь о территории Западной Сибири и севера Архангельской губернии, где охотничье снаряжение коми-зырян, искусных промышленников, было известно с давних пор.

Традиционно в специальной литературе лаз принято именовать «промысловой накидкой».

И действительно, данный атрибут охотничьего снаряжения напоминает наплечную одежду-накидку, история появления которой восходит к временам глубокой древности, когда человек, проделав в шкуре отверстие для головы и подпоясавшись, догадался использовать получившуюся конструкцию в качестве наплечной одежды.

Кстати, подобие такой примитивной накидки демонстрирует герой Сильвестра Сталлоне в фильме «Первая кровь».

Следующим шагом в эволюции этой одежды, вероятно, можно считать пончо латиноамериканского континента и другие подобные ему виды накидок.

Но в отличие от накидок из шкуры или пончо, лаз продвинулся по своеобразной эволюционной лестнице несколько дальше, соединив в себе функции одежды, защищающей от снега и дождя, и заплечного мешка, позволяющего переносить инструменты, трофеи промысловой охоты или рыбной ловли.

Причем и то и другое совмещено в данной конструкции настолько тесно, что невозможно сказать, чем же в большей степени является лаз: наплечной накидкой или же средством для транспортировки грузов.

 

80-летняя Зоя Канева из деревни Черноборская Ижемского р-на до сих пор ходит на охоту в своем суконном лазе. ФОТО АРТУРА АРТЕЕВА

Наиболее важным конструктивным элементом, отличающим лаз от простой накидки, является наличие спереди и сзади двух больших карманов, ширина которых совпадает с шириной полотнища.

Задний карман за счет своей глубины (как правило, почти в два раза) превосходит объем переднего и предназначен для переноски охотничьих трофеев либо инструментов, в то время как в переднем кармане, часто разделенном по вертикали на два отделения, традиционно хранятся необходимые в пути мелочи и небольшой продуктовый паек.

Для фиксирования накидки на поясе по нижнему переднему краю к лазу пришивался специальный узкий ремень, охватывавший при опоясывании заднюю сторону накидки.

При этом задняя сторона с большим карманом, которая была почти в полтора раза длиннее передней, порой доходила чуть ли не до бедра владельца, прикрывая от ветра и холода поясницу (правда, только в том случае, если задний карман был пуст).

Там же, на задней стороне лаза, с внешней стороны, на спине, часто пришивалась (а вернее сказать, монтировалась) специальная жесткая петля из толстой кожи для топора. Нередко по бокам к лазу пришивались специальные треугольные наплечники, напоминающие разрезанные рукава и создающие дополнительную защиту от снега.

Длина таких наплечников варьировалась от совсем небольших до очень длинных и широких, спускавшихся почти до самого локтя.

Иногда накидка-лаз снабжалась капюшоном, который был или треугольной формы и тогда напоминал башлык или монашеский куколь, или круглой, что делало его похожим на капюшон малицы.

 

Лаз для ношения топора за спиной. ФОТО ИГОРЯ АНДРИЯНОВА

Крой и материал, из которого изготавливалась такая накидка, различались в зависимости от сезона и климатических условий, при которых предполагалось ее активное использование.

Так, на старых фотографиях конца XIX — начала XX вв., сделанных в разных районах Усть-Сысольского уезда Коми и в южных районах, населенных коми-пермяками, нередко можно видеть лаз довольно простого кроя прямоугольной формы.

Его верх изготавливался из выделанной кожи коричневого или черного цвета и подбивался плотной холщовой тканью. Такой лаз хорошо защищал от дождя и ветра, а потому использовался летом и в межсезонье.

В зимнее время, в период сильных холодов с большим обилием снега, применялся лаз из плотного цельнотканого холста, изготовленного на ткацком станке. В этом случае окрас полотна мог быть либо белым, либо в виде чередующихся широких поперечных полос коричневого и серого цветов.

Считается, что оба варианта расцветки служили для маскировки охотника либо на равнине, либо на пересеченной местности в условиях заснеженного леса.

 

Кожаный лаз с наплечниками в традиционном для коми охотничьем костюме XIX века. ФОТО ИГОРЯ АНДРИЯНОВА

Иногда можно было встретить лаз из полотна, которое вязалось из особо прочных шерстяных и льняных нитей. Нередко накидка изготавливалась из сукна.

В этом случае для прочности подшивали кожу там, где ткань испытывала наибольшие нагрузки и подвергалась истиранию: на плечах, груди, а также на спине, где крепился на специальной кожаной петле топор.

Существуют отдельные упоминания об использовании накидки-лаза, изготовленной из выделанной шкуры, которую носили мехом наружу.

Но все же такие экстремальные варианты встречались редко, так как, по словам охотников, слишком высока была вероятность при случайной встрече принять охотника, одетого в такой лаз, за зверя, со всеми вытекающими последствиями…

В советское время в связи с постепенным исчезновением некоторых традиционных материалов, таких как плотный домотканый холст, и появлением новых, лаз нередко изготавливался из брезентовых и водоотталкивающих прорезиненных тканей, шинельного сукна и даже из искусственной кожи.

При этом в его конструкции появились новые элементы. Например, небольшие нагрудные карманы и специальные погончики, либо пуговицы, препятствующие соскальзыванию с плеча ружейного ремня.

 

ФОТО АРТУРА АРТЕЕВА

В связи с повсеместным переходом коми-охотников на казнозарядное охотничье оружие, заменившее традиционные дульнозарядные кремневые и пистонные ружья и винтовки, спереди к лазу нередко стали пришивать патронташи на несколько патронов.

Благодаря своей практичности, проверенной многими поколениями охотников в условиях таежной полосы, лаз использовался не только промысловиками. Так, по сведениям известного сыктывкарского исследователя Н.Д. Конакова, лаз был известен также охотникам Карелии.

Хорошо знали этот вид одежды и представители русского населения Западной Сибири, чье знакомство с промыслово-охотничьей культурой коми, оптимально приспособленной под условия тайги и лесотундры, началось еще во времена расцвета первого русского заполярного города Мангазеи.

 

Ремонтный набор для одежды — обязательный элемент в комплекте старого охотничьего лаза. ФОТО ЗОИ ТИМЧЕНКО

Этот знаменитый западно-сибирский Клондайк XVII века как магнит притягивал охотников за «мягкой рухлядью» — дорогой пушниной, ценившейся в свое время в Западной Европе буквально на вес золота.

А потому здесь особо был востребован опыт промысловой охоты и оптимально подходившее для нее традиционное снаряжение, а также одежда народа коми, который пришел в этот край из-за Урала одним из первых.

Его приход, безусловно, способствовал налаживанию контактов между представителями коренного населения — уграми и самодийцами и новыми русскими поселенцами.

И по сей день некоторые охотники-коми продолжают использовать лаз в качестве промысловой одежды.

Несмотря на то что теперь он изготавливается из современных материалов, лаз мало чем отличается от тех, что на протяжении столетий защищали своих владельцев от непогоды, одновременно являясь удобным средством для переноски небольшой поклажи и трофеев охотничьего промысла.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»